У меня был вопрос из этой области на эксперную линию "Лиги Закон". В ответ мне было направлено письмо по электронке такого содержания

«Основанием для списания шин является заключение комиссии, которое утверждается соответствующим приказом руководителя и приводится в Карточке учета шин. В случае выявления эксплуатационных или производственных дефектов, исключающих возможность дальнейшего использования шин, такие шины могут быть признаны непригодными для эксплуатации (п. 3.2 Норм 488).

Согласно пп. 31.4.5 Правил дорожного движения запрещается использование автомобиля в следующих случаях:

– шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т имеют остаточную высоту протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с массой свыше 3,5 т – 1,0 мм, автобусов – 2,0 мм;

– шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы), которые оголяют корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковин.

При выявлении вышеуказанных дефектов шины списываются независимо от их пробега (п. 3.2 Норм № 488).

Если пробег шин достиг установленных норм, но при этом шины находятся в удовлетворительным состоянии (т. е. нет повреждений и остаточная высота протектора не ниже установленных норм), то списание не проводится (п. 3.2 Норм № 488).

Основанием для списания АБ является заключение комиссии, приведенное в Карточке учета АБ и утвержденное соответствующим приказом. Списание может быть осуществлено в следующих случаях:

– при выявлении производственных или эксплуатационных дефектов, которые не подлежат ремонту или ремонт экономически не целесообразен. Списание осуществляется, даже если фактический период использования АБ менее нормативного (п. 3.13 Норм № 489);

– при наработке нормативного срока. Если состояние АБ удовлетворительное, то списание не проводится (п. 3.12 Норм № 489).

Замена шин на автомобиле не является реконструкцией, модернизацией, техническим переоснащением или другим видом улучшения автомобиля (п. 3.19 Положения № 102). Пункт 3.19 Положения № 102 не содержит оговорки относительно нормативного пробега (наработки);

– Нормы № 488 и № 489 не регулируют правила налогового учета и разработаны не для целей ведения налогового учета. То есть достижение или недостижение норм пробега (наработки) не должно влиять на налоговый учет;

– НКУ не содержит норм, которыми бы регулировалось проведение такой корректировки.

Если списанные шины сдаются в качестве вторсырья заготовительной организации, то полученная компенсация включается в состав доходов на основании ст. 137 НКУ. Расходы по такой операции не возникают.

Списание шин в бухгалтерском учете отражается проводкой: Дт 23 (91, 92, 93) Кт 207. Основанием для такого отражения является заключение комиссии, приведенное в соответствующей Карточке учета.

Статья расходов определяется в зависимости от характера использования автомобиля.

Так, если Ваши автомобили используется для оказания автотранспортных услуг, то сумма расходов отражается в составе общепроизводственных расходов на счете 91 (п. 15.4 П(С)БУ 16), Приложение ЗВ к Налоговой декларации по прибыли.

Списание расходов на утилизацию шин отражается в том же порядке: Дт 23 (91, 92, 93) Кт 631 (372).

Поскольку шины относятся к запасам, то при их выбытии (списании) используется один из методов оценки, установленных п. 16 П(С)БУ 9.

____________________________________________

Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН