Колёсные диски — какие они бывают?

Рубрика: Ходовая часть | Опубликовано: 18 Июль 2012

Все колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов. Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными. К их достоинствам можно отнести довольно высокую прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильной деформации закраин. Основные недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления (отсюда возможные проблемы с балансировкой) и никакой дизайн.

Легкосплавные диски по многим параметрам превосходят стальные. У них выская точность изготовления, они отлично отводят тепло от тормозного узла, дизайн – любой, какой пожелаете, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а это большой плюс). Это общие достоинства легкосплавных дисков. А дальше начинаются нюансы, которые зависят от того, каким способом и из какого именно сплава диски сделаны

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых невооруженным глазом), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться. Кованый диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, очень прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях. так как ковка обеспечивает необходимую пластичность. Помять его теоретически можно, но практически скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого диска.

Для литья и ковки дисков используют алюминиевые и магниевые сплавы. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, разумеется, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин. Да и цена у диска из магниевого сплава очень высока.

Маркировка колесных дисков

В маркировке колесного диска должно быть указано: товарный знак производителя, дата изготовления (неделя и год), номер плавки, допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо контролирующего органа, отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых) и типоразмер. Например, 5,5Jx15H2 ET30. Это обозначает:

  • 5,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.
  • 15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
  • ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом — дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.
  • J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH. ).

Диаметр расположения отверстий крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4 (это, впрочем, видно и так).

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус» — с этим нельзя ошибаться.

Как определить PCD по расстоянию между отверстиями для болтов?

При замене дисков на машине, надо основываться на таких параметрах, как вылет диска (ЕТ), диаметр центрального отверстия и расстояние между крепежными болтами (PCD).

Существует «народный» способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины;

ширина протектора шины — 20% = ширина диска

Например 205/70-14. Ширина 205 мм — 20%=164 мм, делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см, делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Ходовая часть